Институты

Институт математики, информационных и космических технологий

Заочный финансово-экономический институт

Институт естественных наук и биомедицины

Институт комплексной безопасности

Институт медико-биологических исследований

Институт нефти и газа

Институт педагогики и психологии

Институт социально-гуманитарных и политических наук

Институт строительства и архитектуры

Институт теоретической и прикладной химии

Институт физической культуры, спорта и здоровья

Институт филологии и межкультурной коммуникации

Институт экономики и управления

Институт энергетики и транспорта

Лесотехнический институт

Юридический институт

Гуманитарный институт филиала в Северодвинске

Институт судостроения и морской арктической техники филиала в Северодвинске

Коряжемский филиал

Институт повышения квалификации и переподготовки кадров


Библиотека

Версия для печати
Электронная библиотека САФУ ЭБС ЗНАНИУМ.jpg eLIBRARY.jpg neb[1].png
edinoe_okno.jpg
киберленинка.jpg ЮРАЙТ.jpg УИС РОССИЯ.jpg Антиплагиат.jpg

Адрес: 163000 г. Архангельск, набережная Северной Двины, д. 54, корп. 1, каб. 111. 
Телефон: 8 (8182) 21-41-52. 
Факс: 8 (8182) 21-40-66 (приёмная директора ВШЭУиП).

Заведующая отделом: Пчелинцева Мария Кирилловна. 
Электронная почта: m.pchelintseva@narfu.ru.


Библиотека

Библиотеки — хранилища памяти человечества, главный источник информации — от древних рукописей до электронных ресурсов. Сначала библиотеки собирали глиняные таблички, затем — последовательно — свитки, рукописные книги, печатные книги. В современной библиотеке (в зависимости от вида и типа) можно найти все: глиняные таблички, свитки, книги — и рукописные и печатные, а также аудиокниги, видеоматериалы, электронные ресурсы по самым разным темам, доступ к информационным сетям, в том числе к Интернету.

Библиотеки имеют множество физических форм: от больших специальных зданий до помещений в учреждениях и маленьких временных образований. Их собрания могут варьировать от нескольких тысяч до нескольких миллионов.

Информационные и компьютерные технологии кардинально изменили представления о фонде и справочно-библиографическом аппарате библиотеки, о ее возможностях в обслуживании читателей. В третьем тысячелетии библиотека — это не только книгохранилище, но и своеобразный «электронный архив». Это единственное место, где предоставляется доступ к информации, как на бумажных носителях, так и в электронном виде. На сегодняшний день библиотеки остаются единственным бесплатным социальным институтом, предоставляющим сконцентрированные информационные ресурсы.

В учебных заведениях библиотека — это традиционный центр информации. Ни одно учебное заведение не может существовать без библиотеки. Книга — это основа жизни любого общества, если только оно стремится сохранять и приумножать свои богатства. Состояние библиотеки, уровень развития информации и информационных технологий являются важнейшими показателями уровня профессиональной подготовки в вузе и того интеллектуального потенциала, которым данное учебное заведение располагает.

Уникальная роль современной вузовской библиотеки в образовательной системе состоит в том, что:

library

  • библиотека предоставляет участникам образовательного процесса доступ к важнейшим для образования информационным ресурсам различного уровня;
  • становится обучающим центром, помогая им освоить новые информационные технологии, без которых невозможна адаптация в образовательном информационном пространстве.

Основная задача вузовской библиотеки — качественное библиотечное и информационное обслуживание профессорско-преподавательского состава, студентов и других категорий читателей. С этой целью библиотека комплектует свои фонды, совершенствует свою материально-техническую базу, внедряет новые информационные технологии в практику библиотечной работы, обеспечивает читателей основными видами библиотечных услуг.

Научно-информационная деятельность библиотек высших учебных заведений рассматривается как состlibraryавная часть единого учебно-научного комплекса вуза. Поэтому все направления работы вузовской библиотеки, начиная с приобретения книг и заканчивая творческой работой, связаны с учебными планами и научной тематикой высшего учебного заведения.

Очень важно отношение читателя к библиотеке: как он относится — уважительно и с интересом или потребительски и небрежно?

Зависит это от многих факторов, таких как: информационные ресурсы библиотеки и их доступность; техническое оснащение библиотеки; интерьер и внешний вид библиотеки; реклама информационных ресурсов; общая культура самого читателя.

Немаловажным фактором является и качество обслуживания читателей. В свою очередь, качество обслуживания зависит от личности библиотекаря, который, с одной стороны, должен быть профессионалом, хорошо знать библиотечный фонд и легко ориентироваться в информационных ресурсах библиотеки, с другой стороны — психологом — внимательным, доброжелательным и требовательным помощником читателя.

Библиотекарь — это ключевая фигура в библиотеке. Его трудамистуденты ЗФЭИ создается особый нравственный климат, он непосредственно осуществляет все формы и методы библиотечной работы, непосредственно от него читатели библиотеки получают информацию. Будущее современного вуза невозможно представить без хорошо технически оснащенной библиотеки с разнообразными и качественными информационными ресурсами в её фондах; без энергичных, инициативных, квалифицированных специалистов, готовых к внедрению новых инновационных технологий. Поэтому как бы далеко не шагнул прогресс, ни одна технически модифицированная программа не может заменить специалиста по поиску, анализу и отбору необходимых источников в «океане» информации.

Библиотеки, как хранители знаний и культуры, будут всегда. Может быть, они будут не такие, как те, к которым мы привыкли. Возможно, в будущем в библиотеке вас будет встречать не приветливая девушка или строгая дама в очках, а юный (или не очень) ученый с ноутбуком в руках (или что там еще придумает изобретательное человечество). Но они будут всегда.

Дмитрий Лихачев.jpgИ горе тому народу, который не понимает: достойное существование библиотеки — гарантия достойного будущего. Как сказал замечательный русский учёный-гуманист Дмитрий Лихачев: «… библиотеки важнее всего в культуре… Пока жива библиотека — жив народ, умрет она — умрет прошлое и будущее». «Может не быть университетов, институтов, других культурных учреждений, но если библиотеки есть …  — культура не погибнет в такой стране».

Однако, вопреки мнению великого ученого, все чаще приходится сталкиваться с мифами о роли библиотек и библиотечной профессии в современном российском обществе.

Мифы о библиотеке

  • Книги никто не хочет читать! Достаточно электронных текстов в Интернете. 
    Из всего объема научных изданий в свободном доступе в сети Интернет находится только 30%. Те студенты, кто целенаправленно пришли в университете, чтобы обучиться выбранной профессии, будут готовиться к занятиям не по статьям из Википедии и рефератам, скачанным из сети Интернет, а по полноценным учебникам и монографиям.

  • Библиотека не нужна вообще — все можно найти в Интернете. 
    Система электронных образовательных ресурсов для высшего профессионального образования находится на начальной стадии становления. Стоимость доступа для одного частного пользователя к ведущей информационной базе данных составляет в среднем 15 тысяч рублей в месяц. Доступ к таким ресурсам в библиотеке студентам будет бесплатный.

  • Не нужно много библиотекарей, ведь все будет автоматизировано. 
    Для того чтобы один пользователь нашел и получил за минимальный срок необходимое издание (печатное или электронное), необходимы совокупные усилия пяти специалистов-библиотекарей.