|
Краткое содержание модуля: В рамках курса будет кратко рассмотрены следующие вопросы: фауна, экологические особенности и адаптации насекомых высокоширотной Российской Арктики и история их изучения; адаптационные механизмы в бентосных сообществах в высоких широтах Европейского Севера России. Тенденции и ограничения в освоении насекомыми водной среды и экстремальных биотопов; методы изучения биоразнообразия наземных и пресноводных и морских экосистем. В рамках курса предполагается участие студентов в сборе материала по изучению биоразнообразия, что включает освоение нескольких простых методов сбора материала и отбора проб в полевых условиях, техники разборки проб, работу с живым материалом в условиях полевой лаборатории, предварительное определение таксономического состава и структуры сообществ в различных биотопах. Координаторы модуля:
Литература:
Данный модуль открыт для участия молодых исследователей, заинтересованных в изучении антропогенных воздействий и их последствий на окружающую среду и население Арктических зоны в условиях меняющегося климата. Цель модуля – приобретение знаний и повышение навыков проведения исследований в сфере влияния климатических изменений и антропогенных воздействий на природную среду и коренное население Арктики. Задача и структура модуля - профессионально сориентировать студентов и аспирантов по современным направлениям проведения научных исследований в Арктике: экологическое состояние прибрежных территорий и морей Арктики; источники загрязнения и основные пути снижения уровня загрязнения арктических экосистем; устойчивое управление ресурсами; ресурсосберегающие технологии природопользования и их мониторинг; моделирование и предупреждение экологических рисков; оценка экологического ущерба; адаптивность коренных народов Севера к климатическим изменениям (адаптивность как способность адаптироваться к переменам и желание приспосабливаться к ним). Реализация модуля включает проведение полевых исследований, в которых студенты смогут развить профессиональные навыки, повысить динамичность и творческую составляющую в сфере изучения современных рисков и вызовов, стоящих перед Арктикой: выявление и комплексное описание природно-антропогенных экосистем, подверженных экологическим рискам на архипелаге Новая Земля, островах Колгуев, Долгий, Матвеев, в поселении Варнек. Проведение опросов местного коренного населения для анализа современных проблем и сложностей сохранения традиционного образа жизни в условия меняющегося климата. По результатам научных и образовательных работ предполагается проведение Круглого стола, а также написание и защита Отчета. Координатор модуля: Костовска Силвия Костадинова – кандидат геогр. наук, с.н.с, ФГБУН Институт географии, Российская академия наук (SilvaKos@yandex.ru) Участник и лектор: Некрич Алина Сергеевна - кандидат геогр. наук, н.с, ФГБУН Институт географии, Российская академия наук (alina.nekrich@gmail.com) Литература:
Краткое содержание модуля: модуль раскроет историю и суть гидрометеорологических исследований в Российской зоне Арктики; фундаментальные и прикладные аспекты исследований; практическую значимость полученных данных за многолетний период наблюдений; изменения в энергомассообмене в системе «атмосфера — лёд — океан»; выявление закономерностей между климатическими колебаниями и ледовитостью территории исследования. Цель модуля – приобретение навыков ведения специальных гидрометеорологических наблюдений с использованием приборов и оборудования и умение вести учёт полученных данных, а также умение пользоваться существующими базами данных для практического применения данных наблюдений в хозяйственной деятельности и в научных целях. В процессе полевых исследований планируется приобретение студентами навыка использования специальных приборов и оборудования. По результатам теоретической и практической частей будет составлен отчёт о полевых экспедиционных исследованиях. Координатор модуля: Рязанова Наталья Евгеньевна – к.г.н., доцент, Заведующая лабораторией геоэкологии и устойчивого природопользования МГИМО МИД России (natamgimo@gmail.com) Литература:
Краткое содержание модуля: Данный модуль посвящен механизмам, обеспечивающим стабильность и благополучие арктических экосистем как морских, так и наземных. В качестве модельной группы рассматриваются популяции птиц как наиболее многочисленные и биоценотически значимые в высокоширотных экосистемах. Курс показывает основные биогеографические различия в природных сообществах в различных широтно-зональных категориях арктической зоны от подзоны южных кустарниковых тундр до арктических пустынь. Особое внимание уделено феномену сезонных миграций птиц как адаптивной стратегии группы и современным методам их изучения. Знакомство с курсом поможет слушателям осмыслить и понять базовые закономерности существования экстремальных природных сообществ. Координаторы модуля:
Литература:
Краткое содержание модуля: данный модуль посвящен геологическому строению структур архипелагов (Таймыр-Североземельский пояс, Новосибирские острова, Новая Земля, Земля Франца Иосифа), составляющих складчатое обрамление континентальных структур арктического региона, а также палеомагнитным исследованиям, проведенным в пределах данных районов в течение последних 13 лет. Курс дает представление о геологическом строении архипелагов, их связи с континентальными и океаническими структурами, принципах использования палеомагнитного метода для геотектоники (принципы магнитотектоники), реконструкциях перемещений и эволюции континентальных структур обрамления Северного Ледовитого океана. Изучение данного курса позволит слушателям ознакомиться с новейшими результатами исследований в данной области и понять принципы построения палеотектонических реконструкций и их значение для прогрессирующего исследования Арктического сектора. Координаторы модуля:
Литература:
Краткое содержание модуля: сегодня Арктика оказывается в центре внимания международного сообщества по целому ряду причин. Арктический регион не только располагается на вершине мира, но и оказывается в центре внимания мирового сообщества. Каким образом северная периферия превращается в один из ключевых регионов мира? Чем обусловлено внимание к Арктике не только правительств арктических государств, но и других стран, а также международных организаций? Каким образом, не смотря на столкновение различных интересов, Арктика остается территорией диалога? На эти и другие вопросы призван ответить данный образовательный модуль. В рамках данного курса также будут рассмотрены основные теории безопасности международных отношений и, на основании данных концепций, проанализированы национальные Арктические стратегии. Координатор модуля: Данилов Николай Александрович, старший преподаватель кафедры отечественной истории ИСГиПН САФУ им. М.В. Ломоносова (n.danilov@narfu.ru) Литература:
Краткое содержание модуля: концепция культурного ландшафта является актуальным междисциплинарным направлением современного научного знания, которая развивается в двух основных направлениях: географическом (ландшафтоведческом, природоцентричном) и культурологическом (культуроцентричном). Оценка Арктических территорий для развития рекреации и туризма должна складываться из предварительного выявления потенциала, возможностей и ограничений (аттрактивности и эстетической привлекательности, рекреационной емкости ландшафта, богатства и разнообразия элементов природного и культурно-исторического наследия, экологических ограничений и т.д.). Цель модуля - выявить культурные ландшафты Арктики и Субарктики и оценить их потенциал с точки зрения развития туристской деятельности, рассчитать рекреационную емкость природно-атропогенного ландшафта Координаторы модуля:
Литература:
Краткое содержание модуля: в условиях Арктики на человека действует комплекс факторов, таких как низкая температура, колебания геомагнитного и электрического полей, атмосферного давления и т. п. В Арктике приходится приспосабливаться к частым геомагнитным возмущениям, «ультрафиолетовому голоданию», резким колебаниям атмосферного давления, низкой влажности и температуре воздуха. Развитие адаптации зависит не только от специфики и силы действия факторов окружающей среды, характера раздражителя, но и от индивидуальной реакции организма, определяющей чувствительность к действию раздражителя, скорость адаптационного процесса и его выраженность. В ходе освоения модуля «Адаптация человека к условиям Арктики» студентам предстоит ознакомиться с общими вопросами влияния арктической среды на организм человека, сформировать общие представления о влияния гелио-метеофакторов арктической среды на основные функциональные системы организма человека и особенностях адаптации организма человека к плаванию в высоких широтах. На практических занятиях студенты смогут познакомиться с методами оценки функционального состояния основных систем жизнеобеспечения организма человека при нахождении в арктической среде. Координатор модуля: Воробьева Надежда Александровна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой фармакологии СГМУ (nadejdav0@gmail.com) Литература:
Краткое содержание модуля: города как плацдармы для комплексного освоения российской Арктикой: проблемы и потенциал развития городов как кадрового, технологического и сервисных центров освоения арктических территорий. Особого внимания для исследователей заслуживают города российской Арктики в контексте активно проводимой в последнее время политики по развитию Арктической зоны России (АЗРФ). Ключевыми мерами государственного развития АЗРФ являются каркасно-кластерный подход, формирование опорных зон развития, селективная государственная политика развития арктических территорий. Специфика арктического города обусловлена особенностями географического положения, суровостью климата, сложностью транспортной доступности и вызванных ими проблемами проживания населения и ведения хозяйственной деятельности. Координатор модуля: Плисецкий Евгений Евгеньевич, кандидат географических наук, заместитель директора Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ (evgenij.pliseckij@mail.ru). Литература: 1. Доклад о развитии человека в Арктике (ДоРЧА): пер. с англ. / ред. А.В.Головнев. — Екатеринбург-Салехард, 2007. 116 с. 2. Васильев В.В., Грицевич А.В., Селин В.С. Исторические тенденции и современные организационно-экономические проблемы «северного завоза». — Апатиты: изд-во КНЦ РАН, 2009. 152 с. 3. Пилясов А.И.. И последние станут первыми. Северная периферия на пути к экономике знаний. — М.: ПИБРОКОМ, 2008. 544 с. 4. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации, 2014: стат. сб. / Госкомстат России. — М., 2014. 673 с. Север и Арктика в пространственном развитии России. — Апатиты: Изд-во Кольского науч. центра, 2010. 213 с. |