ИнститутыИнститут математики, информационных и космических технологий Заочный финансово-экономический институт Институт естественных наук и биомедицины Институт комплексной безопасности Институт медико-биологических исследований Институт педагогики и психологии Институт социально-гуманитарных и политических наук Институт строительства и архитектуры Институт теоретической и прикладной химии Институт физической культуры, спорта и здоровья Институт филологии и межкультурной коммуникации Институт экономики и управления Институт энергетики и транспорта Гуманитарный институт филиала в Северодвинске Институт судостроения и морской арктической техники филиала в Северодвинске |
Адрес: 163000 г. Архангельск, набережная Северной Двины, д. 54, корп. 1, каб. 111.
Заведующая отделом: Пчелинцева Мария Кирилловна. Библиотеки — хранилища памяти человечества, главный источник информации — от древних рукописей до электронных ресурсов. Сначала библиотеки собирали глиняные таблички, затем — последовательно — свитки, рукописные книги, печатные книги. В современной библиотеке (в зависимости от вида и типа) можно найти все: глиняные таблички, свитки, книги — и рукописные и печатные, а также аудиокниги, видеоматериалы, электронные ресурсы по самым разным темам, доступ к информационным сетям, в том числе к Интернету. Библиотеки имеют множество физических форм: от больших специальных зданий до помещений в учреждениях и маленьких временных образований. Их собрания могут варьировать от нескольких тысяч до нескольких миллионов. Информационные и компьютерные технологии кардинально изменили представления о фонде и справочно-библиографическом аппарате библиотеки, о ее возможностях в обслуживании читателей. В третьем тысячелетии библиотека — это не только книгохранилище, но и своеобразный «электронный архив». Это единственное место, где предоставляется доступ к информации, как на бумажных носителях, так и в электронном виде. На сегодняшний день библиотеки остаются единственным бесплатным социальным институтом, предоставляющим сконцентрированные информационные ресурсы. В учебных заведениях библиотека — это традиционный центр информации. Ни одно учебное заведение не может существовать без библиотеки. Книга — это основа жизни любого общества, если только оно стремится сохранять и приумножать свои богатства. Состояние библиотеки, уровень развития информации и информационных технологий являются важнейшими показателями уровня профессиональной подготовки в вузе и того интеллектуального потенциала, которым данное учебное заведение располагает. Уникальная роль современной вузовской библиотеки в образовательной системе состоит в том, что:
Основная задача вузовской библиотеки — качественное библиотечное и информационное обслуживание профессорско-преподавательского состава, студентов и других категорий читателей. С этой целью библиотека комплектует свои фонды, совершенствует свою материально-техническую базу, внедряет новые информационные технологии в практику библиотечной работы, обеспечивает читателей основными видами библиотечных услуг. Научно-информационная деятельность библиотек высших учебных заведений рассматривается как составная часть единого учебно-научного комплекса вуза. Поэтому все направления работы вузовской библиотеки, начиная с приобретения книг и заканчивая творческой работой, связаны с учебными планами и научной тематикой высшего учебного заведения. Очень важно отношение читателя к библиотеке: как он относится — уважительно и с интересом или потребительски и небрежно? Зависит это от многих факторов, таких как: информационные ресурсы библиотеки и их доступность; техническое оснащение библиотеки; интерьер и внешний вид библиотеки; реклама информационных ресурсов; общая культура самого читателя.
Немаловажным фактором является и качество обслуживания читателей. В свою очередь, качество обслуживания зависит от личности библиотекаря, который, с одной стороны, должен быть профессионалом, хорошо знать библиотечный фонд и легко ориентироваться в информационных ресурсах библиотеки, с другой стороны — психологом — внимательным, доброжелательным и требовательным помощником читателя. Библиотекарь — это ключевая фигура в библиотеке. Его трудами создается особый нравственный климат, он непосредственно осуществляет все формы и методы библиотечной работы, непосредственно от него читатели библиотеки получают информацию. Будущее современного вуза невозможно представить без хорошо технически оснащенной библиотеки с разнообразными и качественными информационными ресурсами в её фондах; без энергичных, инициативных, квалифицированных специалистов, готовых к внедрению новых инновационных технологий. Поэтому как бы далеко не шагнул прогресс, ни одна технически модифицированная программа не может заменить специалиста по поиску, анализу и отбору необходимых источников в «океане» информации. Библиотеки, как хранители знаний и культуры, будут всегда. Может быть, они будут не такие, как те, к которым мы привыкли. Возможно, в будущем в библиотеке вас будет встречать не приветливая девушка или строгая дама в очках, а юный (или не очень) ученый с ноутбуком в руках (или что там еще придумает изобретательное человечество). Но они будут всегда. И горе тому народу, который не понимает: достойное существование библиотеки — гарантия достойного будущего. Как сказал замечательный русский учёный-гуманист Дмитрий Лихачев: «… библиотеки важнее всего в культуре… Пока жива библиотека — жив народ, умрет она — умрет прошлое и будущее». «Может не быть университетов, институтов, других культурных учреждений, но если библиотеки есть … — культура не погибнет в такой стране». Однако, вопреки мнению великого ученого, все чаще приходится сталкиваться с мифами о роли библиотек и библиотечной профессии в современном российском обществе. Мифы о библиотеке
|